Как выбрать темы проектов

Как выбрать темы проектовВ отличие от традиционных школьных учебных предметов, для которых есть согласованные на различных уровнях и узаконенные темы изучения, право выбора темы проекта или исследования и дальнейшей работы над ним принадлежит самому школьнику.

При такой самостоятельности вытекает проблема — процесс выбора, попытка определить насущную проблему и взяться за её решение.

Как определить область знаний, практической сферы, проблемного поля, темы и цели работы?

Как выбрать темы проектов:

1) присоединение к существующим официальным программам, которые специально разработаны и действуют на федеральном уровне.

К ним относятся программы и направления работы президентских форумов «Месторождение талантов», программы «Шаг в будущее», «Лифт в будущее» и ряд других региональных конкурсов и программ.

Можно в качестве ориентира ознакомиться с теми направлениями, которые определены в качестве приоритетных для страны в целом, и примерить их на себя:

  • информационные и телекоммуникационные технологии;
  • здоровье, медицина и биотехнологии;
  • транспорт будущего (в том числе беспилотные летательные аппараты);
  • энергетика будущего;
  • новые материалы и их применение;
  • среда жизни человека;
  • города и поселения будущего и др.

Читать также:  Маленькие батарейки для часов: виды, применение, назначение

Одна из существующих международных программ называется «High Noon: Twenty global problems, Twenty years to solve them» («Полдень: двадцать глобальных проблем, двадцать лет, чтобы решить их»).

Данной программой было предусмотрено участие школ вместе с экспертами в осмыслении и работе над разрешением трёх классов глобальных проблем: проблемы нашей планеты в целом, глобальные проблемы человечества, проблемы правового регулирования. В каждом классе выделялись более конкретные, но тем не менее масштабные проблемы:

I. Планета — наш общий дом. Проблемы нашей планеты:
— глобальное потепление;
— сокращение площади лесов;
— снижение биоразнообразия и утрата экосистем;
— дефицит пресной воды;
— истощение рыбных запасов в Океане;
— опасности, вызванные загрязнением Океана.

II. Общие проблемы человечества. Глобальный уровень:
— борьба с бедностью;
— борьба с глобальными инфекционными заболеваниями;
— предотвращение конфликтов;
— противостояние терроризму;
— естественные катаклизмы и смягчение их последствий;
— образование для всех.

III. Общие правила для человечества. Глобальное правовое регулирование:
— новые подходы к налогообложению в XXI в.;
— регулирование торговли, инвестиций и конкуренции;
— регулирование в сфере биотехнологий;
— защита интеллектуальной собственности;
— глобальная финансовая архитектура;
— незаконный оборот наркотиков;
— международное регулирование трудового законодательства и
миграций;
— регулирование онлайн-торговли.

Перечисленные направления исследований и проектов выходят за рамки учебных предметов, поэтому можно не сомневаться в новизне и оригинальности выбранной темы. В этом преимущество подключения к существующим программам. Очевидно также, что любая из этих тем потребует знаний из разных школьных предметов и выбора точки зрения, с которой будет осуществляться работа.

2) собственная заинтересованность в том или ином деле: в получении дополнительного образования, оказании помощи другим людям и др.

НАПРИМЕР:

1) Юноша, участвующий в поисковом движении по обнаружению и захоронению останков воинов Великой Отечественной войны, разработал аппарат, показывающий, что находится под поверхностным слоем земли.

2) Девушка, мама которой работает в овощехранилище, посвятила свой проект способам
усовершенствования технологий и организации работы в хранилище.

В таких случаях самоопределение происходит быстро, цели и задачи вытекают из реальной практической ситуации.

3) неудовлетворённость ситуацией, в которой находится будущий разработчик проекта или исследователь.

Часто это вызвано недовольством окружающей действительностью, той или иной несправедливостью. В этом случае важно определить точку приложения сил, чтобы осуществить задуманное, и для этого скрупулёзно проанализировать ситуацию (условия, позиции разных сторон, существующие механизмы воздействия и т. д.).

4) желание более глубоко разобраться в том или ином учебном предмете.

Для этого потребуется выйти за рамки школьной программы в соответствующую научную, технологическую, организационно-управленческую сферу.

5) самостоятельный выбор той темы, проблемы, ситуации, с которой разработчик-исследователь будет разбираться.

Это могут быть различные актуальные ситуации, ежедневно освещаемые в средствах массовой информации (СМИ), влияющие на жизнь страны, региона, больших групп людей и территорий, затрагивающие и будоражащие мысль.

В этом случае важно понимать, что, кроме собственных усилий автора работы и руководителя, потребуются консультации экспертов. Публикуемые и освещаемые в СМИ события зачастую трактуются с определённой позиции, не имеют однозначно правильного решения и иногда требуют сопоставления противоположных подходов и точек зрения.

Читать также:  Характеристика беспроводной колонки JBL Flip 6

С Уважением, MonitorBank

Добавить комментарий